ЦИТРОВИДНЫЕ
БЕСКЛАВИШНЫЕ

«Dulcimer» происходит от латинского «dulce melos» («нежный звук»). Исторически сложилось так, что в современном инструментоведении это название стало общим для целого ряда других инструментов, используемых музыкальными культурами многих народов (в музыкальном обиходе название «дульчимер» наиболее популярно в Великобритании, Ирландии, США и Новой Зеландии, отчасти — во Франции и Испании).

Региональные группы названий инструмента произошли от греческого «kimbalom», приведшему к «cimbalom» в Восточной Европе, и греческого же «tympanon», распространившегося в Западной Европе.

Персидское название дульчимера «santur», произошедшее от греческого «psallo» (перебирать струны), как предполагают, обозначает модификацию инструмента, бытующего в Египте, Греции, Индии, Ираке, Иране, Словении, Турции. От него ведут свою историю также «сантур» (Армения) и «сантури», «цинцила» (Грузия).

Китайский термин «yangqin» («чужеземный струнный инструмент») заимствован из санскрита и общепринят на Востоке. От него произошли названия многих восточных инструментов этого типа.

Одним из древнейших известных изображений инструмента, которое безоговорочно принято за изображение дульчимера и датируется XII в., представляет собой резное из слоновой кости изображение на крышке книги, изготовленной в Иерусалимском королевстве. Источники свидетельствуют о бытовании инструмента уже в середине XIV в. на территории, лежащей между Францией и Польшей, Англией и Италией. На этот счет известны изображения середины XIV–XV вв. Предполагают также, что дульчимер пришел в Западную Европу из Византии в XV в. — сохранились изображения инструмента, датированные серединой XV в.

Наибольшее количество сохранившихся инструментов и разнообразных материалов о них относятся к XVIII–XX вв. — времени наибольшей популярности инструмента в целом ряде стран.

Совершенно очевидно, что дульчимер относится к инструментам, бытовавшим очень широко и оставившим след в музыкальных культурах многих стран.

Что касается русских цимбал, то письменные источники свидетельствуют о том, что инструмент и исполнители на нем появились в России не позже начала XVII в.

Звукоизвлечение на дульчимере производится за счет ударов по струнам парой деревянных или бамбуковых молоточков. Зачастую их ударные части с  одной стороны оклеиваются кожей. Это дает возможность «играть тембрами» — звонким, перемешанным с множеством высоких обертонов, при ударе по струнам открытой поверхностью, и мягким, приглушенным, при ударе поверхностью, оклеенной кожей. Во время игры дульчимер кладут на колени, стол или специально изготовленное подстолье. Стационарные концертные инструменты устанавливаются на ножках. Для игры стоя и на ходу инструмент снабжается перекидным ремнем.

Особое место занимают дульчимеры для часов. Звукоизвлечение на них производится молотками же, но за счет хитроумных пусковых и считывающих музыку механизмов. Традиции изготовления подобных дульчимеров насчитывают в своем развитии столетия.

Музейное собрание дульчимеров насчитывает 25 инструментов. Ранний из них датируется 1628 г., поздний — 2017 г. В собрании представлены традиционные дульчимеры XVII и XIX вв., изготовленные в Западной Европе, цимбалы из Восточной Европы, Венгрии (цимбалом), Латвии (цимболе) XIX–XX вв.

Иранские сантуры XVIII–XIX вв. и китайские яньцини XIX–XX вв. дают возможность воочию убедиться, чем восточные традиции конструирования, изготовления и декорирования дульчимеров отличаются от западных.