РОЯЛЬ
прямострунный

147-струнный (тридцать шесть 2-струнных хоров, двадцать пять 3-струнных хоров)
61-клавишный (объем клавиатуры F контроктавы — f третьей октавы)

Мастер неизвестен.
Россия, Санкт-Петербург(?), 2-я половина XVIII в.

«33» — рукописная этикетка, приклеенная к внешней стороне дна корпуса; «117/799» — надпись белой краской на внешней стороне длинной царги.

2200×1010×870
Дерево, металл, кость, ткань, фильц

1932, передача из Государственного Эрмитажа
(коллекция М. С. и Е. П. Олив)
ГИК 16516/1427

Изначально инструмент был клавесином. Молоточковый механизм установлен в 1770–80-х гг. Механика английская. 2 коленных педали (сохранились фрагменты крепежа 3-й педали). Царги и крышка корпуса из лиственного дерева, способы просушки, распиловки и столярной обработки которого были неудачными: упомянутые детали до сих пор подвержены короблению.

Крышка 3-частная, 3 царги (из 4), крышка клавиатурная, 4 ножки затонированы масляной краской в светлый желто-зеленый цвет. По этому фону внешние поверхности перечисленных деталей (кроме ножек) покрыты плотной темно-зеленой росписью — растительным орнаментом в виде цветов, листьев и ягод с переплетающимися побегами. В орнамент включены также изображения лент, мюзетт с нотами, рогов изобилия, знамен, шпаг, колчанов со стрелами. На каждую сторону крышки наклеено по 2 круглых медальона, представляющих собой живопись на холсте.

На лицевой поверхности широкой части крышки выделяется изображение орла с распахнутыми крыльями. В когтях он держит шест, на концах которого шишковидные навершия, а в клюве — красную ленту. Ниже изображен наполненный стрелами колчан, продетый сквозь венок из дубовых и лавровых листьев. Листья перевиты красной лентой с 2 перекрещенными знаменами красного и синего цвета. Обращает на себя внимание также мюзетта с нотной записью одноголосной мелодии. Мелодия записана в трехдольном размере, с одним диезом при ключе, но схематично, поэтому не прочитывается. Не способствуют прочтению и ноты, написанные (тоже схематично) на 2 (почему-то) линейках другого нотного стана.

Тыльная поверхность крышки, пюпитр и подставки для подсвечников затонированы в темный лазорево-зеленый цвет, по которому расписаны золотистой краской в стиле, избранном для лицевой стороны. При этом тонировка, роспись и приклейка медальонов велась одновременно. Медальоны на лицевой стороне крышки. Больший (диам. 445 мм) являет собой жанровую сцену с 3 селянами на фоне романтического пейзажа. На заднем плане — строение с 2 арками и ротондой, близкое по стилю к романской архитектуре. Изображение выдержано в темно-зеленых тонах.

На меньшем (диам. 265 мм) изображен морской пейзаж. Детально прописаны скала, стоящий на ней селянин, островная башня вдали, рыбачьи лодки, деревья. По колориту здесь больше яркости и живости. Медальоны на тыльной стороне крышки. Больший (диам. 447 мм) несет на себе изображение романтического же пейзажа с человеческой фигурой и строением, полускрытом в яркой листве. На заднем плане — руины на фоне холмистой, зеленой местности. Вся композиция, как и у большего же медальона с лицевой крышки, выдержана в темно-зеленых тонах. Меньший (диам. 260 мм) посвящен урбанистическому пейзажу — панораме итальянского(?) города: девушка-простолюдинка на террасе, смотрящая вниз, городские строения и базилика. Все решено в охристых и светло-коричневых тонах.

Большие по размеры медальоны созданы во второй половине XVIII в., в то время как меньшие — в первой трети XIX в.

Роспись корпусных деталей инструмента произведена в 1770–80-х гг.