КЛАВИКОРДЫ

Клавикорд: название инструмента произошло от латинского clavis — ключ (позднее — органная клавиша) и греческого chorda — струна.
Клавикордом называется цитровидный струнный инструмент с клавиатурой, позволяющей извлекать звук с помощью удара тангента по струне. Тангент — это металлический штифт, прилегающий и к клавише и к струне, который при колебании клавиши извлекал из струны звук. Своим возникновением клавикорд обязан, во-первых, ударному способу игры на струнах; во-вторых, подставке, которую передвигали вдоль струны для получения разновысотных звуков.
Имя изобретателя клавикорда и время изобретения точно не установлены. Считается, что конструкция ударного клавишного тангентного механизма имела хождение уже в XII–XIV вв. Так, в Западной Европе того времени бытовал загадочный музыкальный инструмент под названием «английская шахматная доска». В дальнейшем изучение этого феномена привело к вполне резонному предположению, что «шахматной доской» в данном случае называли струнный клавишный инструмент с индивидуальными передвижными подставками под струнами, напоминавшими расстановку шахматных фигур на доске. Как бы то ни было, клавикорд, став популярным со второй половины XIV в., прежде всего в Германии, странах Скандинавии, Португалии и Испании, почти ушел в небытие к началу XIX в. (в настоящее время на нем музицируют в рамках международного движения «Старинная музыка»).
В инструментоведческой литературе одним из самых ранних изображений клавикорда принято считать иллюстрацию в Веймарской «Книге чудес» (около 1440 г.).
В России клавикорд появился не позднее XVII в. Одно из наиболее ранних (если не самых ранних) письменных упоминаний об инструменте датируется 1674–1675 гг.
О существовании инструмента многие петербуржцы впервые, быть может, узнали из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» не позднее 6 марта 1728 г. Тогда до их сведения доводилось, что в Данциге они могут приобрести орган «за 200 рублев», клавесин — за «100», а за «30 рублев» — «преизрядной клавикорд с тремя хорами [с 3-струнными хорами] преизрядного голоса и преизрядной работы…» («Ведомости». 6 марта 1728 г. № 44).
В дальнейшем слово «клавикорд» (чаще — «клавикорды»), так красиво звучащее на русском языке, со временем обрело собирательный смысл. Например, цех, объединявший в себе инструментальных мастеров разных специализаций, назывался «клавикордным»; по традиции клавикордами до сих пор еще иногда называют любой прямострунный клавишный инструмент…
В общих чертах клавикорд устроен следующим образом. Корпус инструмента сборный. Он изготавливался в виде продолговатого прямоугольного ящика небольшой, по сравнению с шириной, глубины и высоты. Струны натягивались непривычным для нас образом — вдоль клавиатуры. Клавиатура у большей части инструментов не выносилась за пределы корпуса. Во время игры инструмент клался на стол или устанавливался на подстолье.
Клавикорд считался инструментом исключительно камерного звучания. При этом особая прелесть клавикорда заключается в специфическом туше, когда палец музыканта раскачивает клавишу в вертикальном направлении, слегка меняя тем самым высоту тона. В результате возникает вибрирующий звук, напоминающий пение. Этот прием получил название «Bebung» (от немецкого beben — дрожать, трепетать).
Со временем клавикорд перестал соответствовать запросам музыкантов, композиторов и слушателей. В конце концов клавикорд окончательно передал эстафету развития ударного способа игры на струнах ФОРТЕПИАНО — клавишному молоточковому инструменту.
Музей хранит два старинных клавикорда. Они относятся к категории редчайших памятников отечественной музыкальной культуры. В 1924 г. на момент передачи в музей инструменты представляли собой реквизированное имущество, поэтому их ранняя история бытования неизвестна. Однако с уверенностью можно сказать, что это петербургские клавикорды. Как многие другие, когда-то они тоже были «заморскими». Передаваясь, наверное, с рук на руки по тем же газетным объявлениям, инструменты звучали в разных петербургских домах. Возможно чьи-то дети под руководством «клавикордного учителя» с их помощью постигали исполнительские азы перед тем, как перейти к игре на фортепиано… Эти раритеты — единственные в стране клавикорды, дошедшие до нас.