ФОРТЕПИАНО

Семейству этих музыкальных инструментов судьба уготовила наивысшую ступень в иерархии мирового музыкального инструментария. Это произошло благодаря появлению и быстрому, очень интенсивному развитию фортепиано. Начиная со второй половины XVIII в., пройдя в высшей степени результативно сквозь XIX и XX вв., фортепиано сегодня является истинным Королем всех инструментов.

Фортепиано, как инструмент концертный и обиходный, имеет чрезвычайно широкое распространение. В странах, где ведется обучение музыке в рамках европейской традиции, обходятся ли без фортепиано? Для какого еще инструмента сочинено такое колоссальное количество музыкальных произведений? Какой другой инструмент может столь многопланово сопровождать звучание практически любого инструмента планеты? Какой иной инструмент, кроме фортепиано, может так успешно солировать с симфоническим оркестром и даже заменять его? Ответ очевиден: Фортепиано!

Фортепиано — струнный ударный клавишный инструмент. Звукоизвлечение на нем осуществляется клавиатурой, с помощью которой исполнитель управляет работой молоточкового механизма (механики) — ударов молоточков по струнам. Конструктивной константой для фортепиано является также наличие механизма глушения струн — демпферного механизма. Инструмент сконструирован и впервые изготовлен в 1698 г. итальянским мастером музыкальных инструментов Бартоломео ди Франческо Кристофори.

Под термином «фортепиано» мы подразумеваем пять его разновидностей: «фортепиано столообразное», «фортепиано настольное», «фортепиано вертикальное», «пианино» и «рояль». В музейной коллекции представлены все пять разновидностей фортепиано, отражающих особенности отечественного и зарубежного фортепианостроения XVIII–XX вв.

Все перечисленные инструменты в определенной мере отражают былое инструментально-музыкальное богатство Петербурга. Они по праву считаются раритетами.

Обращает на себя внимание крошечное фортепиано, «весьма выгодное для дороги и для начинающих обучаться на оном играть», а также «немые» инструменты, то есть клавиатуры, не снабженные ни струнами, ни молотками. Они были созданы для беззвучных занятий музыканта — для поддержания исполнительской формы во время, например, переездов.

Фортепиано настольное представлено, в том числе, орфикой, в других отечественных музеях не имеющейся. Пианино датируются XIX–XX вв. Среди них редкие экспериментальные конструкции: редчайший инструмент с клавиатурой Янко, пианино, смонтированное в одном корпусе с фисгармонией. Музей располагает тремя фортепиано вертикальными — предшественниками пианино.

Особую ценность представляют фортепиано некогда знаменитой в СССР (ныне не существующей) ленинградской фабрики «Красный Октябрь». Фабрика итожила многолетний опыт дореволюционного петербургского фортепианостроения…