ФОРТЕПИАНО
СТОЛООБРАЗНЫЕ
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ

Название закрепилось за инструментом вследствие внешнего сходства со столом. Струны, клавиатура и механика фортепиано столообразного расположены горизонтально. Его корпус имеет прямоугольную, порой с закругленными углами, форму. Корпус устанавливают на подстолье или на ножки. Находясь в неиспользуемом по назначению состоянии, фортепиано выполняло функции стола, на который, например, можно было поставить вазу с цветами… Внешне инструмент практически неотличим от клавикорда. Это, в свою очередь, послужило причиной возникновения в литературе и обиходе путаницы, поскольку фортепиано столообразное сплошь называют клавикордом. Одним из первых, кто стал производить такую конструкцию фортепиано, начиная примерно с 1758 г., был немецкий мастер Х. Э. Фредерици.

Делались также заведомо небольшие по размерам фортепиано столообразные. Они предназначались для использования на пикниках, а также для дам и для обучения детей азам исполнительской техники на клавишных инструментах.

К 3-й четверти XIX в. эволюция фортепиано столообразных — «фортепиано-столиков» — привела к возникновению огромных, тяжелых инструментов-столов, обладавших ресурсами, позволявшими соперничать с иными роялями. В России, Петербурге и зарубежных странах на них музицировали вплоть до начала ХХ в. Ранние же конструкции фортепиано столообразного ушли в прошлое.