ПИАНИНО

Слово «пианино» является уменьшительной формой итальянского «piano» и означает буквально «маленькое фортепиано».

В русском языке прижилось название «пианино». К конструкции современного пианино ближе всех других ранних фортепиано вертикальных находилось изобретение венского мастера М. Миллера, датируемое 1800 г.

Конструктивные недостатки ранних фортепиано неизбежно приводили к созданию комбинированных инструментов. Мастера пытались соединять блеск звучания одного инструмента с гибкой динамикой другого, до предела расширять экспрессивные качества и т. д. В XVIII в. в Санкт-Петербурге существовала мода на такие кунстштюки, в частности на «пианино с флейтами». Оно получило широкое признание.

Пианино с флейтами представляло собой два разных инструмента, объединенных общими корпусом и клавиатурой: в верхней части корпуса монтировалось фортепиано, а в нижней — орган. Пользуясь переключателями, музыкант мог играть на фортепиано и органе одновременно или поочередно.

Ранние конструкции фортепиано вертикального ушли в прошлое, но интерес мастеров к развитию заложенной в них основной идеи не затухал. Казалось, все в ранних инструментах выглядело неудовлетворительным. Корпус и дека деформировались даже после непродолжительной эксплуатации. Строй «сползал», удар молотка по струнам был слабым, обеспечивавшим лишь жидкий, дребезжащий, тембрально не окрашенный звук…

Тем не менее можно с уверенностью сказать, что, начиная с 1820-х гг. и по 1950-е гг., ни одна иная модификация фортепиано, кроме вертикального, не подвергалась столь многочисленным изменениям и экспериментам. В результате почти все перечисленные недостатки конструкции были устранены или нивелированы до минимума…